§7. Тайм-менеджмент для копирайтера
Одним из самых привлекательных аспектов в работе копирайтером является свободный рабочий график, позволяющий в идеале распределять свое время в зависимости от личных предпочтений и условий жизни. Работа на дому позволяет планировать рабочий день с учетом ваших индивидуальных особенностей и потребностей: кому-то лучше всего работается на рассвете, а кто-то наиболее эффективен ближе к вечеру или даже ночью. Правильно координируя свой труд, копирайтер может успешно сочетать рабочую деятельность с семьей, саморазвитием и хобби, успевая в один день выполнить заказы, приготовить ужин любимому человеку, встретиться с друзьями или поиграть с детьми.
Заманчивая картина, не правда ли? Но часто такая свобода поворачивается к нам совершенно другой своей стороной: неорганизованностью и постоянной спешкой. Не имея над собой никакого дисциплинирующего начала, кроме фиксированных дедлайнов, неопытные копирайтеры часто ставят себя в ситуацию постоянного стресса. Бесценное время утекает сквозь пальцы, оно тратится на неисчислимые домашние дела, прокрастинацию и бессмысленный серфинг в социальных сетях и форумах. Именно в таких случаях на помощь и приходит весьма популярная сейчас наука – тайм-менеджмент, или искусство организации времени.
Самое первое, что стоит запомнить, приступая к работе копирайтером, это то, что управление временем не значит полное исключение отдыха и бесполезных, с точки зрения здравого смысла, занятий из своего дневного времени. Напротив, тайм-менеджмент – это наука распределения рабочего времени таким образом, чтобы в жизни оставалось еще много, много времени для… самой жизни. Итак, как же организовать свое рабочее время с максимальной эффективностью? На данный момент обширная литература по тайм-менеджменту предлагает сотни возможных трюков и ухищрений, позволяющих фрилансеру сделать свою жизнь куда более упорядоченной и эффективной. Из этого многообразия мы выбрали пять самых важных советов, подходящих именно для копирайтерской специфики:
- Объективно оценивайте свое время. Работа над написанием статьи – процесс весьма творческий, и очень часто бывает сложно адекватно оценить время, которое потенциально будет затрачено на ту или иную статью. Именно из-за этого так трудно бывает сочетать копирайтинг с другими делами и заданиями, требующими четкого планирования. Помочь этой беде может один очень простой прием: ведение дневника. Работая над заданиями, ежедневно записывайте краткое содержание и сложность вашей работы, тематику, а также время, которое было на нее затрачено. Таким образом, спустя некоторое время вы сможете довольно точно оценивать свои возможности и сроки создания тех или иных текстов.
- Планируйте заранее. Одним из ключевых принципов тайм-менеджмента является составление подробного плана работ на день, куда вписывается абсолютно все до мелочей (например, написание деловых писем или поход в магазин за молоком). Такой подробный список задач усиливает дисциплину, помогает бороться с ленью и позволяет структурировать задания и ничего не забывать. К тому же, это отдельное наслаждение: по мере продвижения по плану вычеркивать из него выполненные пункты.
- Расставляйте приоритеты. Запланированные задачи лучше всего распределять по четырем приоритетным категориям: «срочно и важно», «срочно, но не важно», «не срочно, но важно» и «не срочно и не важно», и в дальнейшем выполнять именно в таком порядке. Как показывает практика, объективная оценка всех ежедневных дел помогает избавиться от многих черных дыр, засасывающих ваше время, но не являющихся ни важными, ни срочными.
- Заведите себе полезные рутины. Именно повторяющиеся действия, маленькие привычки могут стать нашими лучшими помощниками в борьбе с ленью. Заведите себе ритуал, который будет означать для вас беспрекословное начало работы (например, кто-то выпивает чашку крепкого кофе, кто-то подготавливает рабочее место и т.п.) и всегда следуйте ему. Со временем вопрос «начать работать или обновить страничку Фейсбука еще раз?» перестанет даже возникать.
- Делайте перерывы, но не отвлекайтесь. Во время работы всегда так велик соблазн хотя бы одним глазком заглянуть в личную почту или пролистать несколько случайных сайтов. Именно на эти, на первый взгляд такие незначительные, дела уходит много нашего ценного рабочего времени. Боритесь с этим соблазном, вместо этого устраивая себе четко отмеренные регулярные перерывы, во время которых можно порадовать себя чем-то приятным (чашка ароматного чая, например) или полезным (зарядка для глаз, небольшая разминка).
Именно эти пять пунктов станут ключами к эффективному распределению вашего рабочего времени.